Представьте себе такую ситуацию: Вы видите в газете рекламу следующего содержания: "Вы устали от своих соседей и не в силах терпеть их частые полуночные посиделки до раннего утра? Нанесите им ответный удар - купите наш новый музыкальный центр и победите их несокрушимой силой звука!". Самые замученные неудачным соседством, возможно, и "клюнут" на эту рекламу. Другие же будут использовать музыкальный центр в абсолютно мирных целях - наслаждаться музыкой.
Данная статья пригодится как первым, так и вторым, а посвящена она, как Вы уже догадались, выбору музыкального центра для дома.

Выбор музыкального центра или Hi-Fi стереосистемы является достаточно трудной задачей из-за обилия моделей на рынке и многообразия предложений, но решаемая, если сразу определиться, что же Вы хотите купить.

Да, музыкальный центр - вещь очень полезная, но на первый взгляд не такая уж незаменимая. Возьмем, к примеру, магнитолу, как источник звука. Есть у неё и отсек для кассет, а на некоторых моделях и для компакт-дисков, есть и радио. Казалось бы, что ещё надо? Но если говорить о мощности магнитолы, то тут-то и вся проблема. Для небольшой комнаты мощности звука хватит, но если Вы хотите "поставить на уши" соседей или использовать его на свадьбе, или просто любите слушать музыку хорошего качества, то тогда извините. Кроме того, по стоимости музыкальный центр будет более выигрышным вариантом, если брать за основу чистоту звука, дополнительные возможности центра. Магнитола же универсальна для походов за город, по городу. Так потихоньку мы склоняемся к выводу, что для дома всё же подходит больше музыкальный центр, а не магнитола.

Итак, будем выбирать музыкальный центр. Современная стационарная аудиоаппаратура конструктивно изготавливается либо в виде отдельных аудиокомпонентов, либо в виде комбинированного в одном корпусе (моноблоке) единого аудиокомплекса, обычно именуемого музыкальным центром. По сравнению с аудиокомплексом, составленным из отдельных Hi-Fi компонентов, моноблочная конструкция музыкального центра обеспечивает ему ряд преимуществ. Во-первых, в музыкальном центре используется общий для всей системы блок питания (как правило), общая микропроцессорная система управления с функцией ДУ и единый многофункциональный дисплей. Это позволяет максимально упростить и удешевить систему за счет исключения дублирующих устройств и модулей, обязательно имеющихся в раздельных аудиоустройствах (например, наличие в каждом Hi-Fi компоненте собственной микропроцессорной системы управления и блока питания).

Во-вторых, составные части музыкального центра максимально компактно "упакованы" и согласованы друг с другом как по электрическим параметрам, так и по характеру звучания. И, кроме того, при покупке музыкального центра отпадает необходимость в подборе межблочных соединительных кабелей, которые могут существенно изменить характер звучания системы. Поэтому хороший музыкальный центр зачастую звучит лучше, чем даже значительно более дорогой аудиокомплекс, составленный из неоптимально подобранных Hi-Fi компонентов. И, наконец, скромные габариты современных музыкальных центров не требуют много места для их размещения и позволяют весьма компактно установить их в условиях даже малогабаритной квартиры.

Выбирая музыкальный центр, необходимо, прежде всего, обратить внимание на то, что в зависимости от габаритов музыкальные центры условно разделяют на три типа: микро-, мини- и миди-системы.

Миниатюрные микро-системы имеют исключительно «скромные» размеры корпуса моноблока, лишь ненамного превышающие ширину компакт кассеты и размер CD и ширину передней панели 175 - 180 мм, и потому включают только однокассетную деку, стереоресивер и однодисковый проигрыватель CD, рассчитанный, как правило, на один компакт-диск. В настоящее время наметилась явная тенденция исключения из состава микросистем кассетной деки или её замены на минидисковую деку. Несмотря на миниатюрные размеры корпуса, современные микро-системы, благодаря применению в них современной элементной базы, по своим функциональным возможностям и качеству звучания зачастую не уступают мини-системам.

Типичные мини-системы производства различных фирм имеют близкие технические характеристики и вполне сравнимы по качеству звучания. Ширина передней панели таких музыкальных центров варьируется от 215 до 280 мм, а по «фаршировке» они отличаются в основном ёмкостью загружаемого магазина CD-дисков (от 1 до 5), наличием или отсутствием автореверса у кассетных дек, а также величиной выходной мощности усилителя низкой частоты. Для самых требовательных и взыскательных любителей звука мини-системы оборудуются высококачественными кассетными (двухкассетными) деками с системами шумоподавления Dolby B/C, встроенными декодерами многоканального звука Dolby Pro-Logic и соответствующим набором акустических систем. Кроме того, практически все мини-системы могут управляться при помощи пульта дистанционного управления.

Самые простые и дешевые мини-системы имеют однодисковые CD проигрыватели, однако, наличие 3-5 -ти дисковых чейнджеров сегодня считается уже непременным атрибутом хорошей мини-системы. Мини-системы с двухкассетными деками (как правило, с механическим управлением ЛПМ) с автореверсом на обоих кассетоприемниках имеют значительное преимущество перед системами с простыми деками, однако наличие автореверса увеличивает стоимость мини-системы на $30-50. Оптимальным же вариантом, с точки зрения соотношения удобство/цена, является наличие автореверса на одном кассетоприёмнике мини-системы, так как при незначительном увеличении её стоимости обеспечиваются почти такие же функциональные возможности мини-системы, как у более дорогой системы с двойным автореверсом.

Стереофонический тюнер большинства мини-систем обеспечивает возможность приема программ в двух диапазонах: АМ (СВ) и FM - со стереозвуком. Некоторые мини-системы обеспечивают, кроме того, возможность приема программ в отечественном диапазоне УКВ ЧМ (но без стереозвука), однако, так как большинство радиостанций УКВ ЧМ диапазона дублируют свои передачи в "импортном" FM диапазоне, отсутствие в мини-системе УКВ ЧМ диапазона не следует считать большим недостатком. Выходная мощность стереоусилителей простых мини-систем составляет 20-35 Вт на канал, что вполне достаточно для озвучивания комнаты площадью 12-16 кв. м. Их акустические системы, как правило, имеют по два громкоговорителя. И хотя звук простых мини-систем не приведет в восторг настоящего аудиофила, зато покупка такой системы разом решает проблему приобретения всего набора аудиотехники для дома за вполне доступные деньги.

Среди мини-систем, являющимися на сегодня наиболее популярным видом стационарной аудиотехники, наибольшим спросом пользуются модели в ценовой категории $300-450, удачно сочетающие в себе широкие функциональные возможности и удобство управления, с доступной ценой при весьма высоком качестве звучания. Большинство из них выполнены в моноблочном исполнении и имеют "полный джентльменский набор" аудиоустройств: 3-5 дисковый ( иногда - 7 дисковый чейнджер или даже магазин на 50 дисков ) проигрыватель CD, стереофонический тюнер с электронной настройкой, двухканальный стереоусилитель низкой частоты и двухкассетную деку. Двухкассетные деки этих мини-систем как правило с автореверсом с механическим или электронным управлением ЛПМ и оснащаются системой шумоподавления Dolby B, усилители низкой частоты имеют большую выходную мощность 35-50 Вт и звучат более естественно. Иногда в них применяют простые процессоры обработки звука на 3-5 режимов ("холл", "зал", "стадион"), акустические системы мини-систем часто выполняются трёхполосными с 3 громкоговорителями. Эти мини-системы можно рекомендовать тем покупателям. которые не предъявляют чрезмерно высоких требований к качеству звука, но ценят компактность и удобство пользования аудиотехникой.

Более сложные и "навороченные" мини-системы стоимостью $ 350-500 чаще всего оборудуются значительно более мощными усилителями низкой частоты с выходной мощностью 50-80 Вт на канал. Обычно они имеют в своем составе встроенные аналоговые или цифровые процессоры обработки звукового сигнала с электронной задержкой звука, позволяющие по желанию слушателя воссоздать в жилой комнате звуковую атмосферу различных помещений
("дискотека", "стадион", "церковь" и т.д.). Очень часто мини-системы этой ценовой категории имеют встроенные многополосные электронные эквалайзеры, дающие возможность изменять частотную характеристику усилителя, и многополосный анализатор спектра звукового сигнала. Вся информация о режимах работы мини-системы наглядно отображается на многоцветном дисплее системы. Их акустические системы оборудуются 3-5 громкоговорителями, причем для достижения широкой диаграммы направленности их излучения высокочастотные громкоговорители развернуты в разные стороны относительно оси громкоговорителя.

Двухкассетные деки - с автореверсом на обоих "карманах" (кассетоприёмниках) с электронным управлением ЛПМ и оборудованы системой шумоподавления Dolby B или Dolby B/C. Качество звучания мини-систем данной ценовой категории уже вполне устраивает большинство покупателей аудиотехники.

Миди-системы - самые большие из музыкальных центров и, как правило, выполняются в типоразмере передней панели 320-360 мм. Многие модели этого типа выпускаются в виде компонентных систем. Миди-системы встречаются довольно редко и стоят дорого. Зато подобные музыкальные центры, наряду с лучшими моделями мини-систем, способны удовлетворить самых строгих и взыскательных ценителей хорошего звука.

Наконец, для самых требовательных и взыскательных любителей звука сегодня выпускаются наиболее совершенные Hi-Fi-«топовые» модели мини- и миди-систем стоимостью $ 500-800 и выше. В настоящее время большая часть таких мини- и миди- музыкальных центров выпускается не как моноблочная конструкция, а в виде компонентных систем. Кроме того, акустика в таких системах обычно имеет корпуса, выполненные из дерева, которые в сочетании с мощными усилителями низкой частоты обеспечивают им исключительно высокое качество звучания. Кроме того, «топовые» модели оборудуются высококачественными CD-транспортами (причем, зачастую - однодисковыми) и однобитовыми (многобитовыми) ЦАП высокого разрешения, высококачественными кассетными (двухкассетными) деками с системами шумоподавления Dolby B/C (самые "крутые" имеют даже систему шумоподавления Dolby S), а также системой динамического подмагничивания Dolby Hx-Pro.

Во многих современных системах этой ценовой категории вместо кассетной деки уже устанавливается мини-дисковая дека. С учётом высокого качества записи и воспроизведения звука на современных минидисках наличие такой деки следует рассматривать как преимущество по сравнению с традиционной одно/двухкассетной декой. И, наконец, многие мини-/миди-системы этой ценовой категории оборудуются встроенными декодерами многоканального звука Dolby Pro-Logic, 5-ти канальными усилителями низкой частоты и соответствующим набором акустических систем. Это позволяет использовать их как базовый блок в системах "домашнего кинотеатра". Кстати, некоторые модели мини-систем сегодня уже оборудуются универсальными проигрывателями оптических дисков CD и Video CD, что позволяет использовать их в качестве источников не только аудио, но и видео информации.

Мощность звука. Говоря о музыкальных центрах, стоит обратить внимание на такую важную деталь как мощность акустики. Как правило, узнавать у продавца о ней не приходится - всё записано на ценниках. Может быть указана либо общая мощность колонок, либо по отдельности, например, 2Х60. Вообще-то для квартиры нормальная мощность колонок - это мощность, начиная с 20 ватт. В магазинах же продаются центры с мощностью каждой колонки (канала) от 10 ватт, и конечная цифра, увиденная нами, была 100-110 ватт. Средняя мощность центров - 60-65 ВТ. Казалось бы, к чему так жировать?

Оказывается, чем больше мощность, тем все-таки лучше. Центр на полной мощности мы, конечно же, слушать не будем. Выбираем мы среднюю, оптимальную для себя. Но чем выше потенциальная мощность музыкального центра, больше её запас, тем лучше качество звука. Так, если мы захотим послушать на полную мощность слабый центр (с небольшой мощностью), то звук вряд ли не исказится, и будут помехи. В мощных центрах никаких искажений не будет. Слушайте на здоровье хоть на все 100.

Часто на музыкальном центре Вы можете углядеть этикетку, на которой указана мощность, допустим, 1300. Это не значит, что Вы сможете выжать из центра именно столько. Там, "за бугром", во-первых, мощность измеряется в других единицах, во-вторых, на этикетке, в инструкции указана РМРО - пиковая максимальная мощность. Узнать реальную мощность центра можно самим, поделив РМРО на 12. Особенно если Вы не доверяете ценникам в магазинах, то советом, скорее всего, воспользуйтесь.

Вот, пожалуй, и всё что хотелось сказать про музыкальные центры. Надеюсь, данная статья поможет Вам выбрать нужный аппарат, и Вы будете наслаждаться звучанием любимых мелодий многие годы.