Это словосочетание знакомо нам с детства. Наверное, в каждом классе был ученик, на которого можно было свалить вину за разбитую вазу, оставить дежурить вне очереди или просто подшутить... Но и во взрослой жизни такие ситуации тоже встречаются. Кто же и каким образом получает статус "крайнего"? Можно ли этого избежать? Что делать, чтобы не попасть в такое положение, и что – если все-таки попали?

По доброте душевной

Одна из коллег моей подруги Наташи попросила помочь ей составить отчет. Между девушками были хорошие, дружеские, можно сказать, отношения. Ну как тут откажешь? Конечно, согласилась, хотя для этого пришлось задержаться на работе, отложить какие-то дела... Спустя некоторое время подруга вновь попросила о помощи, и опять Наташа ей не отказала. Но когда однажды поступила очередная просьба, Наталья не могла уделить подруге внимание – нужно было ехать на вокзал встречать маму. В итоге коллега, уже привыкшая рассчитывать на дружеское плечо, сдать в срок работу не успела. Однако, оправдываясь перед начальником, вину она свалила на подругу. Дескать, отчет она делает обычно вместе с Натальей, а в этом месяце та от участия увильнула. Шеф не стал особо вникать во все тонкости рабочего процесса, тем более что настоящая виновница излучала благородное негодование, а Наташа лишь растерянно молчала. И в результате получила абсолютно незаслуженный нагоняй. Конечно, тут следовало бы пуститься в объяснения, но оправдываться девушка не любила, а виноватой ее уже сделали...

Может, и не стоило бы подробно описывать эту некрасивую историю, но, к сожалению, похожие ситуации случаются часто. Обидно? Еще как! После такого пропадет всякое желание помогать ближнему. Но, если вдуматься, люди часто сами виноваты в том, что их сделали "крайними". В данном случае безотказность, готовность по первому зову прийти на выручку (и неоднократно), ничего не требуя взамен, привела к тому, что помощь стала восприниматься как должное. На нее начинают рассчитывать без всяких условий, к ней привыкают и уже не считают нужным благодарить. Но как только в помощи отказывают, даже по уважительной причине, у просителя на уровне рефлекса возникает протест и возмущение: "Как так? Все время было, а теперь нет?"

Что делать

Для того чтобы и с вами не произошло подобное, не давайте повода коллегам считать вас безотказной рабочей лошадкой. Это вовсе не значит, что не надо помогать, сотрудничать и проявлять участие. Но делайте это с оглядкой. Не стоит брать на себя чью-то ответственность, помогать коллеге в ущерб своей работе, даже если она очень просит. Научитесь порой говорить "нет" и давать понять, что услуга – это ваша добрая воля, а не обязанность. Иначе можно еще не раз стать жертвой собственной доброты.

И все-таки все шишки свалили на вас. Можно попытаться исправить положение. Постарайтесь в спокойной обстановке обрисовать шефу ситуацию максимально точно и без эмоций. Ну а если все равно получите нагоняй, не огорчайтесь. Просто, используя приобретенный опыт, не попадайтесь больше на эту удочку.

Есть такая профессия...

Не только Родину защищать, как говорится в крылатой фразе, а брать на себя то, в чем абсолютно не виновата. Некоторые должности, казалось бы, созданы "для битья". К примеру, секретаря. Быть всегда под боком у босса, значит, первой принимать удар на себя. Светлана рассказывает: "Если мой начальник, выбегая из своего кабинета, хлопает дверью, я уже знаю – сейчас начнется "гроза". Спустя какое-то время он, конечно, разбирается, кто в самом деле виноват. Но вначале все свое недовольство, раздражение и гнев вымещает на мне". Справедливости ради надо отметить, что есть руководители, которые после устроенного "разноса" извиняются, пытаются загладить неловкость. Хотя все равно неприятно чувствовать себя без вины виноватой.

Но и сам руководитель часто становится мальчиком для битья. Только уже перед вышестоящим начальством. Ответственность за работу подразделения всегда лежит на нем.

Что делать

И в первом, и во втором случае "жертвенность" – это издержки положения. Вы занимаете именно такую должность, и начальник периодически срывается на вас? Не остается ничего другого, как сменить работу или смириться, научиться отгораживаться от подобных вспышек и не принимать их близко к сердцу. Шеф ведь в принципе не по злобе... Если же вам приходится брать на себя промахи своих подчиненных, то самый лучший совет в этом случае – контроль, контроль и еще раз контроль. Если вы будете в курсе всех, даже самых малых нюансов и тонкостей рабочего процесса в вашем отделе, то сможете своевременно все ошибки и недочеты исправлять и дорабатывать. Таким образом, шансов "попасть на ковер" к начальству остается гораздо меньше. Только это не значит, что вы должны делать за подчиненных их работу.

Чтоб другие боялись

Бывает, что мальчиком для битья становится случайный человек. Просто он в неудачное время оказался в неудачном месте. Некоторые руководители "в воспитательных целях" применяют образцово-показательное наказание кого-либо из работников: штрафуют, объявляют выговор или даже увольняют. Чтобы остальные поняли, так сказать, серьезность намерений начальника и чтобы другим неповадно было.

Этот "мальчик", фактически, одноразовый. Если дело не зайдет слишком далеко, его оставят в покое после того, как нужный эффект будет достигнут. Но бывают случаи тяжелее. Например, президент компании General Electric Джек Уэлч ежегодно увольнял десять процентов сотрудников компании, которые, как он считал, проявили себя недостаточно хорошо. Остальные девяносто начинали работать интенсивнее. Думаете, такой негуманный стиль руководства вызвал единодушное осуждение? Ошибаетесь, как раз совсем наоборот! Джек Уэлч, хотя в народе и получил прозвище "Джек Нейтронная Бомба" за массовое "уничтожение живой силы", в книгах по менеджменту фигурирует как идеальный руководитель.

Что делать

Никто не застрахован от роли жертвы. Можно только свести риски к минимуму: подписывать документы, внимательно их изучив, не браться за выполнение заведомо неподъемных заданий, возвращать вещи на то место, откуда взял, не опаздывать, не уходить раньше с работы, вести себя предельно корректно и так далее. А если уж вас все-таки сделали крайней, то, в зависимости от сложности положения, можно защищаться вплоть до суда.

Кто дежурный?

Существует еще один вариант – виновный, назначаемый на один день. Рассказывает Марина: "С утра на планерке наш шеф ищет жертву и "отрывается" на нем по полной программе. Чего только не услышишь об этом человеке, которого еще на прошлой неделе босс всем ставил в пример: и показатели у его отдела наихудшие, и одет он не так, и курить слишком часто выходит... К счастью для сегодняшнего "стрелочника", на завтрашней планерке на его месте будет другой работник. Претензии, конечно же, прозвучат аналогичные".

Что делать

В большинстве случаев это сброс негатива. Поэтому, как правило, сотрудники с этим мирятся, привыкают и не обращают внимания. Мало того, что жертва каждый день новая, так еще и шеф довольно быстро забывает об этом. Но бывает, что в словах начальника есть доля правды. Присмотритесь к себе. Может быть, вы и в самом деле частенько выбегаете покурить-поболтать? А сегодня, возможно, одеты более "смело", чем того требует корпоративный стиль? В общем, не провоцируйте своего шефа, а если так произошло – будьте впредь аккуратнее.

Кто на новенького?

В детских и подростковых коллективах такое явление встречается довольно часто. Среди взрослых – реже, но все же есть. Подсмеиваются чаще всего над новичками, умело используя тот факт, что вновь прибывший сотрудник многого и многих еще не знает. Как правило, находится "лидер", от которого исходят все шуточки, и зрители, поддерживающие лидера. Начальство же предпочитает не вмешиваться.

Что делать

Если вы оказались предметом насмешек, попробуйте проанализировать ситуацию. Иногда человек сам дает окружающим повод поязвить: своей неловкостью, нетактичностью, неосведомленностью. И на новом месте вероятность этого повышается – ведь новичок еще не знает всей "кухни" коллектива, принятых здесь правил и нюансов общения, особенностей работы. При таких обстоятельствах поможет чувство юмора. Отшучивайтесь. Лучше, если ваши "послания" в адрес обидчика будут в том же стиле, что и его. Скорее всего, у него нет серьезных причин для нападок. Чаще это не более чем упражнения в остроумии, "театр одного актера", причем неуверенного в себе. Он так самоутверждается, потому что другими способами не умеет или не способен. Ни в коем случае не обижайтесь – обычно "шутники" это очень хорошо ощущают. Ваша уязвимость будет только подливать масла в огонь. Если же острослов зашел слишком далеко, его действительно нужно осадить. Но переходить на грубость не стоит. Поговорите с ним наедине. Спокойно, корректно, но твердо. Если насмешник – человек совестливый, он эти "упражнения" прекратит из чувства стыда, если трусливый – чтобы не нажить личного врага.

Некомпетентность руководства

Главный признак того, что та или иная должность предназначена для крайнего, – это несоответствие полномочий и ответственности. То есть власти вам не дадут, а спросят именно с вас. Вот как, примерно, это может быть. Дирекция одного небольшого частного издательства захотело выпустить еще один журнал. Вроде и тематика его была злободневной, и авторы – талантливы, и выглядел продукт современно. Только издатели решили не тратиться ни на исследование читательского спроса, ни на рекламу. Не удивительно, что в итоге красивый глянец оказался убыточным. Удивительно, что виноватой "назначили" начальницу отдела распространения. Дескать, почему, Мария Ивановна, вы так мало договоров с продавцами заключили, почему подписчиков всего ничего?

Без вины виноватой легко стать в фирме с хроническим кризисом и авралом – в таких организациях постоянно что-то рушится. Там деморализованные работники (включая начальство) всегда готовы переложить вину на кого-то из коллег. Должность "крайнего" здесь очень востребована, разве что объявления не развешивают: "В связи с предстоящей ревизией срочно требуется козел отпущения с высшим бухгалтерским образованием".

Что делать

Конечно, лучше в такие организации не попадать. Ну а если уж попали – будьте начеку и параллельно подыскивайте себе работу в более серьезной фирме.

Бе-е-е-дненький?

Возможно. Но вот что утверждают психологи: никто в этой нише не оказывается, если нет предрасположенности. Во-первых, зачастую человек сам провоцирует такое отношение к себе. Это может быть не только безотказность и чрезмерная мягкость, но и доверчивость, неспособность отстаивать свои права и интересы, неумение просчитывать ситуацию, предвидеть или свести к минимуму возможные риски. Во-вторых, существует и обратная сторона медали. Часто крайний – отнюдь не несчастный изгой, как многие думают. Он получает, возможно, извращенные на чей-то взгляд, но исключительно необходимые ему самому дивиденды. Это может быть жалость, возможность ни за что не отвечать и... желание быть в центре внимания. И за получение некоторых выгод он готов платить собственным унижением. И все же для большинства людей такое положение неприятно. Избежать его, пусть не всегда, но вполне возможно. И чаще всего это зависит от самих нас.

Елена РЯБЧИКОВА