Начнем с основ. Организацией тренинга должен заниматься HR-менеджер компании. Для этого необходима предварительная комплексная диагностика компании и участвующих сотрудников, которая обычно осуществляется на организационном и индивидуальных уровнях.

Теперь определимся с классификацией (таблица 1). Для петербургского рынка типична ситуация, когда для достижения результатов, возможных только после серьезного экстрим-тренинга, компания заказывает развлекательный (Team Spirit), который не реализует поставленные цели. Или компания заказывает серьезный экстрим-тренинг, а сотрудникам на данном уровне развития команды нужен пока только развлекательный тимбилдинг — корпоративное событие.

Приведем для иллюстрации статистику деятельности компании Adventure races. В 2005 году 80 % всех заказов компании было на проведение корпоративных событий, и только 20 % — на HR-события (например, на корпоративный экстрим-тренинг командообразования и лидерства). Более подробно остановимся на классификации корпоративных событий (таблица 2), а именно — на тренингах по командо-образованию.

Классический тимбилдинг (Classic Teambuilding) — это тренинги по командообразованию, проводимые в помещении, сочетающие как теорию, так и практику. Тренинг от четырех часов до нескольких дней или курс из нескольких модулей. Задачи таких тренингов — получение систематических знаний в области командообразования, и проводятся они как для команды, так и для ее руководителей.
Экстремальный тимбилдинг (Extreme Teambuilding) — это выездные (outdoor) тренинги по командообразованию. Обычно они носят чисто практический характер. Теоретическая часть может быть начальной стадией серии тренингов. Экстрим-тимбилдинг — это не развлечение, а личностное и командное развитие.

Экстрим — это зона «дискомфорта» для сотрудников, которая в современном бизнес-мире подошла уже вплотную. Падение температуры в офисе на несколько градусов, поломка кофейного аппарата на час или даже небольшая физическая нагрузка, например из-за отсутствия лифта, воспринимаются многими как явные проявления экстрима.

Однако экстрим — понятие индивидуальное. Для одного это — пройти новой дорогой от дома до работы, а для другого вполне обычно восхождение на Эверест по классическому маршруту, если есть «кислород». Философия экстрим-тренинга — это преодоление сложных ситуаций командой, раскрытие ее внутренних резервов в условиях сложной природной среды.
Чтобы отличить настоящий экстрим-тренинг, следует обратить внимание на важнейшие принципы экстрим-тимбилдинга:

• выполнение нестандартных и трудных задач;
• восприятие тимбилдинга как тренинга, а не как пикника;
• насыщенная и активная командная работа, режим «нон-стоп», моделирующий бизнес-среду;
• повышенная физическая активность;
• некомфортные условия природной среды;
• продолжительность программы более 6 часов;
• повышенное эмоциональное природное воздействие.

В экстрим-тимбилдинге, в зависимости от уровня подготовки компании, глубины насущных проблем и способов их решения, может участвовать и психолог. Он наблюдает за процессом, опытные операторы ведут видеосъемку, а по окончании программы проводится аналитическая часть, где психолог играет роль фасилитатора (Фасилитатор - тот, кто использует определенные навыки в процессе взаимодействия с людьми, которые позволяют конкретным людям или группе принимать решения, определять цели, осваивать новые навыки. ) при анализе индивидуального, внутрикомандного и межкомандного поведения и взаимодействия.
По прогнозам, будущее — за экстрим-тренингами, а потому в России это наиболее перспективное направление. Главной особенностью русских является командный дух, и правила игры задают не инструкции, а общие ценности команды, доверие и открытые коммуникации. А создание команды с едиными ценностями и видением действительно стоит вложения денег. Причем экстремальные условия признаны наиболее эффективным средством для раскрытия человеческих резервов и формирования доверия.

Наиболее успешный новый формат экстрим-тимбилдингов на Западе, пришедший на смену «веревочным курсам», это Teambuilding adventure race — корпоративная приключенческая гонка.

Командам по 6—8 человек необходимо преодолеть дистанцию продолжительностью не менее 6 часов по лесной местности, включающую в себя ориентирование, греблю на плотах, горные велосипеды, веревочные этапы, скалолазание, интернет-ориентирование, фотонавигацию, верховую езду, коастеринг, «лыжи (в зависимости от времени года) и пр.

Основа таких корпоративных гонок — состязание. Состязание, конкуренция и соперничество — единственный инструмент, заставляющий людей мобилизовывать силы и учиться работать в команде «на сто процентов».

Многообразная физическая нагрузка в течение ограниченного отрезка времени позволяет раскрыть различные стороны сотрудников. В каком-либо виде деятельности каждый член команды обязательно почувствует себя лидером или аутсайдером. В процессе тренинга приходит понимание того, что такое «ситуационное лидерство», распределение ролей, эффективные коммуникации. Участники осознают право другого человека на ошибку, что у каждого есть и слабые, и сильные стороны, на которых и надо строить сильную команду.

Главный секрет высокой эффективности Teambuilding adventure race — редкое сочетание одновременного психологического, физического, интеллектуального и эмоционального воздействия на участника, а это и создает комплексность и успешность результата.

Основные характеристики работы компании-потребителя экстрим-тимбилдинга:

• высокий уровень конкуренции в отрасли;
• командный характер работы;
• работа, связанная с постоянной или периодической мобилизацией сил;
• потребность в высокоэффективных внутренних коммуникациях;
• потребность в высоком доверии в команде;
• потребность в новых методах и принципах работы;
• амбициозность поставленных задач.

Основные угрозы экстрим-тимбилдинга: несоответствие формата и характера экстрим-тренинга бизнес-ситуации;

• несоответствие этапам бизнес-цикла компании;
• физическая, психологическая, моральная неготовность сотрудников;
• неготовность и противостояние персонала переменам;
• непрофессиональное выполнение экстрим-программ.

К сожалению, несмотря на богатейший инструментарий экстрим-тренингов и высокий потенциал формирования команды, лишь небольшой процент их программ нацелен на действительное решение этих вопросов. В подавляющем большинстве случаев преобладают мотивы моды, эмоций, подражания.

Однако буквально в каждом виде командного экстрима заложен значительный резерв эффективного моделирования бизнес-процессов и бизнес-взаимодействия. Наиболее яркие примеры российского опыта: курсы выживания, поиски клада, рафтинг, альпинистские командные восхождения, картинг, пейнтбол, горные лыжи, ориентирование, мультиспорт, военная полоса, танковый полигон, яхтинг, сплавы на байдарках, горные велосипеды, скалолазание, приключенческие гонки.