Ночным клубам и барам грозит опасность лишиться клиентов. Молодежь в столице и понемногу в провинции, устав от рутины будней и уик-эндов, предпочитает танцполам беготню на шпильках по гололеду и фотоохоту на деньги. Организация этих интерактивных забав, похожих одновременно на «Зарницу», «Форт Боярд» и «Что? Где? Когда?», уже прибыльный бизнес.

Пошуршу-ка я ля фам!

«Мила тысячу раз пожалела, что отказала во внимании тому парню, что подошел к ней, шурша какой-то бумажкой, со следами поцелуев на щеках и словами «шуршу ля фам», написанными губной помадой на лбу. Сначала он пытался привлечь ее внимание словами: «Девушка, не та ли вы ля фам, которую я шуршу?..»

Ребята! Я понял! «Мила тысячу раз» - это клуб «1000 миль»! И девушку-агента надо именно шуршать, с губной помадой на лбу! - ерошит шевелюру молодой менеджер Семен, догадавшийся о сути подсказки. Он - мозг своей команды, игрок из штаба - отправляет товарищам эсэмэс-сообщение, и через десять секунд доблестная команда Da Igr летит на машине в вышеназванный клуб. Когда по залу стал бродить перемазанный губной помадой полиглот, шуршащий бумажками, то лишь одна ля фам поняла, что приставать к ней не собираются, и храбро выпалила: «Да, я знаю код! Оду выучил?» Стоя на одном колене, полиглот послушно продекламировал оду. А из штаба уже пришли сведения, что следующий код спрятан в районе Строгино... под землей! «Точно вам говорю: там пещера! Едем!»

Это не розыгрыш. Это интерактивная игра DoZoR, полтора года назад запущенная в Санкт-Петербурге 25-летним предпринимателем по имени Алесь Жук. Окончив школу бизнесменов, Алесь решил начать свое дело. Терпеть убытки от конкуренции на рынке бытовой техники или модной одежды не хотелось, поэтому нужна была максимально востребованная услуга, которая не позволит провалить дело. А что нужно обеспеченному человеку? Алесь, которого и самого порядком утомили бесконечные дела, звонки и бумаги, ответ нашел без труда: ему захотелось здорового азарта пионерской «Зарницы». Ночью. На машинах. Да чтоб побольше острых ощущений и хитроумных головоломок! Из обрывков эмоций вырос замысел игры для обеспеченных граждан. Назвали ее DoZoR.

От скуки лезем в подземелье

Несколько тысяч долларов пришлось потратить на создание сайта http://dzzzr.ru/ и бесплатную презентационную игру для журналистов и представителей рекламных агентств. Реклама в СМИ включила сарафанное радио, и на сайт хлынули клиенты. Алесь арендовал маленький офис в Санкт-Петербурге, поставил компьютер и сел следить, как формируются команды игроков. Оказалось, что в стране проживает масса людей с приличными доходами и кучей свободного времени. На сайт заходили студенты, менеджеры и бизнесмены от 18 до 40 лет. Формула успеха пришла в голову сама собой: люди вроде как готовы платить за то, чтобы их спасали от скуки.

А вот и нет, скука - не единственная причина популярности подобных игр, - считает старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. - Посмотрите, в них играют не те, кому нечего делать, а те, у кого дел, наоборот, слишком много. Бизнесмены и менеджеры, вынужденные каждый день выполнять одну и ту же монотонную работу, придумывают такие игры для самих себя. DoZoR - что-то вроде кроссвордов или фитнеса: стимулирует мозговую подкорку и дает отдохнуть коре.

Да когда нам скучать? Мы вот недавно Москву-реку по льду перебегали, а потом в канализацию за кодом спускались! - у 21-летней Татьяны, студентки социологического факультета МГУ, горят глаза. - Поверьте, это лучше, чем общаться дома с телевизором! Мало того что килограммы теряешь, так еще и новые друзья...

Еще бы! Попробуй дойди до конца полукилометрового туннеля с жутким запахом, где пропадает мобильная связь! Женская часть команды Da Igr с перепугу вызвала на подмогу мужчин, которые извлекли из подземелья заветный код. Когда вылезли на свет божий, поняли, что правило «Один за всех и все за одного» в игре работает безотказно: в подземелье друга не бросишь, а пить в честь победы команды веселее вместе. Впечатлившись такой сплоченностью, Алесь Жук и его московский партнер Василий Анисимов сделали следующий бизнес-ход: предложили поиграть в DoZoR фирмам с плохими отношениями в коллективе. Такая корпоративная игра стоит от 2 до 5 тысяч евро. Представить на первый взгляд трудно: с какого перепугу солидным бизнесменам в ущерб репутации ползать по московским свалкам и развалинам! Зато корпоративная выгода налицо: потом ведь рука не поднимется подставить партнера, с которым вместе карабкались на крышу пятиэтажного дома. Без страховки.

Тут важно подобрать такие места, чтобы игроки получали острые ощущения, но без ущерба для здоровья. Не хочет команда лезть в пещеру - ее право, - рассказывает 29-летний Василий Анисимов, московский организатор DoZoR. Его работа - придумывать ребусы для штабных игроков и искать захоронки для кодов. В Москве Василий ориентируется без карты, знает все свалки и развалины и считает, что DoZoR - лучший способ узнать город. Если уж удалось игроку увидеть название улицы в сочетании «100 лбов, а я...», то он никогда в жизни не забудет, где таковая находится. За топографический ликбез каждая команда платит 7 тысяч - примерно 700 рублей с каждого игрока, - составляя таким образом призовой фонд. Но расходы организаторов на игру окупаются лишь за счет корпоративных игр и продажи авторских прав в других городах. В конце каждой игры призовой фонд делится между командами: 70 процентов - победителю, 20 и 10 - обладателям второго и третьего мест.

Охота на людей

Срок жизни интерактивной игры определить сложно. Предприниматели-игроманы утверждают, что DoZoR вкупе с аналогичными проектами Encounter и «Схватка» столичной молодежи изрядно приелись. Однако посещаемость сайта Жука пока не снижается.

Эти игры становятся частью культуры и сами находят своего потребителя. В США, например, люди так уже лет пять развлекаются, - со знанием дела заявляет петербургский предприниматель Максим Левин.

Полгода назад в Санкт-Петербурге стали распространяться черно-красные листовки с ужасающим содержанием: «Зря ты держишь этот листок. Он отравлен. Через полчаса тебя бросит в дрожь и появится сухость во рту. Не удивляйся: ты стал жертвой...» Подробности предлагалось искать на сайте. Авторы и организаторы нового развлекательного проекта - специалисты по PR Андрей Смирнов и Максим Левин - назвали свою игру «Городской Реальной Охотой Независимых Интеллектуалов». Сокращенно «Грохни».

А начиналось все с нового бизнеса Андрея Смирнова. Когда он открыл в Санкт-Петербурге собственное кафе, ему пришлось проводить там целые дни. Чтобы не скучать, читал запоем романы Шекли, в которых все время кто-то кого-то преследовал, и в конце концов придумал организовать такую охоту в реальной жизни.

Экономика старта оказалась весьма экономной: 300 у. е. на загадочные листовки, еще тысяча - на раскрутку сайта плюс договор с эсэмэс-центром... «Грохни» стала полностью инвестиционным проектом, который в месяц «заглатывал» около 25 тысяч долларов. В руки организаторов возвращалось лишь от 200 до 1000 долларов в месяц - доход от эсэмэс-запросов на подсказки, который приходилось делить пополам с оператором. Зато популярность игры начала расти резко и сразу: «сливки» интернета, не раздумывая, решили попробовать себя в охоте.

Охотиться или изображать жертву теоретически можно бесплатно. Но во многомиллионном городе не сориентируешься без платных эсэмэс-подсказок. Подсказки даются в виде ребусов, которые приходится расшифровывать. Подсказка может выглядеть так: «Моряки незадолго до развязки успешно использовали электричку». И попробуй догадайся, что жертва живет в районе улицы Матроса Железняка рядом с железнодорожным переездом. Такой «костыль» стоит 27 рублей, а подсказка прямым текстом - 67. На первый взгляд, деньги небольшие. Но азарт берет свое...

Я как-то раз за один вечер угрохал на подсказки тысячу рублей, - признается 19-летний охотник Денис. - В итоге нашел дом, где прячется жертва, караулил у подъезда часа два, а она так и не появилась. Потом оказалось, что передатчик у жертвы разрядился и передает неверные данные. Обидно - столько денег на себя поставила... Но еще можно отыграться!

Жертве требуется оценить свою поимку в определенную сумму денег - не менее 3500 рублей, которые в случае своей победы получают охотники. Но добраться до приза не так-то просто. Жертва старательно скрывается: в ход идут парики, смена одежды, ночевки у друзей. Все жертвы ведут на сайте игры своего рода дневник, в котором пишут подсказки для охотников, а чаще всего просто пытаются привлечь к себе внимание заявлениями типа: «Если увидите человека с красным носом и огненными волосами - это я, ваша жертва! Попробуйте поймайте!» Во время охоты жертва не прекращает работать или учиться, так что засечь ее в офисе или институте зачастую не составляет труда.

Мангуст под соусом киви

Жертва Паша работал администратором в японском ресторане и в день охоты как раз был на 12-часовой смене. Выглянул в зал, а там почти все посетители за ним охотятся. Всю ночь Пашу старательно прикрывали официанты и бармены, но охотники уходить не хотели. Осада велась 10 часов. За это время преследователи успели вступить в конфликт с местной охраной, но Пашу так и не поймали. А охота на администратора была признана лучшей в месяце.

А вы знаете, что жертве подсознательно хочется быть пойманной? - с видом психолога изрекает 21-летний финансист Антон, одна из первых московских жертв. - И ощущения в тот момент, когда тебя ловят, странные. Как будто ешь жареного мангуста под соусом киви - не понимаешь, грустно тебе или радостно. Но самое классное ощущение, когда кажется, что все за тобой следят. Вообще жертвой быть интереснее: от тебя не зависит ход игры и случаются непредсказуемые вещи...

Работа охотников, впрочем, тоже монотонностью не отличается. Как-то раз бывший милиционер, игравший жертву, с помощью подсказок довел преследователей до своей квартиры, а потом по телефону вызвал наряд милиции, и охотников забрали в СИЗО, отобрав фотоаппарат и сотовые телефоны. Спустя час в СИЗО явился тот самый милиционер-жертва и стал как ни в чем не бывало общаться с охотниками, которые скрипели зубами, не имея возможности «грохнуть» шутника. В итоге преследователей освободили, и компания, наплевав на охоту, пошла пить пиво.

Бизнесмены на поле битвы

Деньги в этой игре изначально не играли большой роли, - деловым тоном разъясняет 30-летний Максим Левин. - Нам с Андреем Смирновым есть где зарабатывать капиталы: мы занимаемся PR в разных областях. Так что затраты в 25 тысяч долларов наш бюджет не подрывают. Хотя сейчас мы как раз будем получать прибыль и с «Грохни». Продадим авторские права в другие города или будем организовывать ВИП-игры для коммерческих фирм.

Устанавливать мир и гармонию в фирмах с внутренними конфликтами Андрей и Максим собираются за плату от 300 до 500 долларов с каждого сотрудника. Придется несладко - для любителей выяснять отношения на работе готовят гремучую смесь из DoZoR и «Грохни». Перед игрой с каждым клиентом будет общаться психолог, который определит, на что тот способен в игре. А затем команды будут искать коды и ловить жертвы, при этом постоянно испытывая стресс. А как же иначе! Ведь активные охотники будут преследовать их как жертв, время от времени стреляя в бедных клиентов водой и краской. Тогда партнеры испытают то же самое, что солдаты на поле боя, и дела фирмы пойдут в гору. А главное - руководитель узнает, каких сотрудников он взял на работу, и поймет, на кого можно положиться.

Но пока эта чудная услуга - в проекте. «Грохни» - проект совсем юный, и в охоте участвуют пока только 400 человек в Санкт-Петербурге и 150 в Москве. В ближайшее время Максим и Андрей планируют заразить «Грохни» Новосибирск, Красноярск и Пермь, а потом несколько городов на Волге. Судя по работе сарафанного радио, недалек тот час, когда все прохожие на улицах будут оборачиваться, проверяя: «А нет ли за мной слежки?..»

Интерактивные игры DoZoR, «Схватка», Encounter и др. возникли два года назад в Санкт-Петербурге. Сейчас они популярны в 40 городах России и СНГ и проходят раз или два в месяц в ночь с субботы на воскресенье.