Персия - страна, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Из сказок мы помним о караванах верблюдов, о всемогущих падишахах и прекрасных принцессах, о незабываемой красоте садов султанов, и, конечно, об удивительно ярких, почти живых,  персидских коврах. Название «персидский ковер» употребляют и ныне применительно к коврам, изготовленным в Иране - части древней Персии.

Сегодня Иран производит большее количество ковров, чем все другие центры ковроделия в мире вместе взятые. Абсолютное большинство производимых здесь ковров - ручной работы. Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе - в каждом из этих городов Ирана свои секреты ковроткачества, свои особенные, самобытные ковры. Специалисту достаточно одного взгляда, чтобы определить точное место изготовления ковра. Узор - отдельная тема. Восточные ковры разговаривают своим, особенным языком. Их язык - узелки и краски. Их рисунок никогда не бывает случайным - за выбором и расположением определенных элементов узора стоят вековые традиции исламской культуры и искусства, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи, в мозаичном узоре можно прочесть строки из священного писания, пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу. Мастер никогда не повторяет узор дважды, хотя общие элементы узора сохраняются, и по ним можно судить, в какой местности сделан ковер.

Сегодня в коврах нашли отражение не только антикварные мотивы, но барокко, ампир, рококо, классицизм, модерн и даже порой постмодерн.

Выбирая ковер, обратите внимание на:

- плотность. Согните ковер - если вы увидите основу, этот ковер не наилучшего качества;

- аккуратность. Мастер может намеренно допускать огрехи, которые докажут специалисту, что ковер ручной работы;

- краски - только чистые оттенки. Персидские ковры всегда отличались изысканными красками;

- материал (чаще всего шерсть), его качество, происхождение, уровень обработки;

- композиция. Настоящие персидские ковры всегда очень информативны, в них зашифрованы повести. Чем меньше идет подряд узелков одного цвета, тем ценнее ковер;

- отделка - кисти, обработка края.

Считается, что у иранских мастеров все эти факторы традиционно высшего качества.

Так же очень важно место производства ковра.

Тебризскому ковру характерен кремовый, красный или синий цвет. Темы на этих коврах часто навеяны творениями великих поэтов Востока, на них можно встретить изображения соколиной охоты или грозного льва. Ковры из Тебриза можно сразу узнать по орнаменту - медальоны в центре и по углам.

Муд - небольшая деревня на востоке страны. Чаще всего ковры из этой провинции обладают тонким, резным орнаментом с характерным цветочным медальоном посередине. Нередко также можно встретить в узоре исторические мотивы.

Большинство ковров изготавливаются среднего размера. Цветовая палитра: насыщенные красный, тёмно синий, коричневый, иногда зеленый. В сочетании с благородными оттенками слоновой кости они создают прекрасный контрастный, чёткий рисунок. Особенно выгодно такие сочетания смотрятся на мягкой, гладкой шерсти, которая характерна для ковров Муд.

Исфаханские ковры имеют яркий синий или красный фон, а цены зависят от сложности отдельных деталей узора - чем мельче, тем дороже. Шерсть исфаханских ковров срезана до нескольких миллиметров, поэтому контур рисунка очень четкий.
Узор исфаханского ковра составляют сложный затейливый медальон в центре и плотный растительный рисунок основного поля и бордюра. Имеется многочисленные, очень запутанные и точно выполненные орнаменты, реалистично изображенные птицы и цветы.

Кум, ковры отсюда известны необычным сочетанием цветов: они могут быть цвета слоновой кости, бежево-коричневыми и светло-зелеными с оттенком бирюзы. Ворс шелковистый, низкий. Лучшие ковры Кума - шелковые. Причем из шелка выполнены и основа, и кромка, и ворс. Это тонкие, как платок, и очень пластичные ковры. В Куме нет орнаментов, считающихся традиционными для этого города - здешние дизайнеры и мастера не привыкли себя в чем-то ограничивать. При этом ковры из Кума часто "подписаны" мастером. В изображении преобладает разбивка поверхности на квадраты с растительным орнаментом внутри.

Наин - очень светлое поле и много синего или светло-зеленого, почти салатного цвета. Рисунок состоит из переплетающихся мелких цветочков и веток. Это образец ковров классического персидского дизайна.

Габе - «деревенские килимы». Для них характерны двусторонний рисунок и более низкая (приблизительно в два раза, чем у среднего "перса") цена. Это большие ковры, сотканные из неравномерно прокрашенной шерсти, с очень крупным незамысловатым рисунком.

И напоследок: при покупке персидского ковра нужно быть очень внимательными и не скупиться. Только треть ковров на рынке - настоящие.