Если Вы находитесь в этом разделе, значит Вы так или иначе заинтересовались волынкой и перед вами стоит весьма нелегкий выбор, ибо волынок в мире великое множество и выбрать ту, которая по душе достаточно сложно. Попробуем внести ясность в это вопрос.

Волынки с парной и одинарной тростью в мелодической трубке.

Все многообразие волынок использует только 2 вида тростей. Первый вид – одинарная трость (она же трость однолезвийная, она же одноязычковая) Представляет из себя цилиндр, герметично закрытый с одного конца. На боковой поверхности располагается звучащий элемент (язычок) который либо изготовлен отдельно и привязан к трости, либо представляет собой отщепленный от самой трости кусочек материала. Звук генерируется язычком, который вибрируя в потоке воздуха создает звуковые колебания. Одинарные трости изготавливаются из самых различных материалов – тростник, камыш, пластик, латунь, бронза, некоторые породы дерева (бузина, бамбук). Бывают комбинированные трости, например с телом из бамбука, а язычком из пластика и наоборот с телом из пластика и язычком из тростника или бамбука. Данный трости достаточно просты в изготовлении и научиться делать их самому очень несложно.

Волынки с такого рода тростью в игровой трубке имеют более тихий и мягкий звук, канал игровой трубки как правило цилиндрический. Верхние ноты звучат громче, чем нижние. Игровое давление при игре на инструменте меньше, чем на волынке с двойной тростью, но зачастую расход воздуха больше. Примеры волынок с одинарной тростью: шведская сакпипа, белорусская дуда, болгарская гайда и др.

Второй вид – парная трость (она же двойная, она же двухлезвийная). Трость представляет из себя 2 пластинки тростника, связанные вместе, насажанные на металлический штифт и особым образом заточенные. Что характерно размеры, форма тростей и способ заточки у всех волынок разные. Так же стоит отметить, что для парных тростей применяется очень ограниченный набор материалов: тростник Arundo Donax, некоторые виды пластиков. Для некоторых тростевых используется Веничное сорго.

Парная трость производит звуковые колебания за счет вибрации «губок трости». Воздух, проходя через щель между ними заставляет их вибрировать и издавать звук.

Парная трость гораздо более сложный генератор звука, нежели одинарная как в производстве, так и в обслуживании

Волынки с парной тростью имеют более громкое звучание и большее давление в мешке. Игровые трубки таких волынок имеют конический звуковой канал, но встречаются разновидности и с циллиндрическим.

Примеры волынок с парной тростью: gaita gallega, GHB, small pipe, uillean pipe и пр.

Громче, громче, еще громче!?

Одна из проблем для волынщика это громкость инструмента. И ни какими ухищрениями уменьшить ее невозможно. Громкость в волынке не регулируется. (нет, регулируется конечно при помощи тростей, но настолько незначительно, что это можно не принимать во внимание). Не смотря на это на ряде волынок можно спокойно играть дома в квартире. Только не играйте подолгу не нервируйте домашних и соседей. Лучше с небольшими перерывами. На большой шотландской же волынке особо в квартире не поиграешь. Поэтому при покупке инструмента необходимо учесть, сможете ли вы играть дома и если нет, то где вы сможете регулярно заниматься, т.к. регулярные занятия – это залог успеха в освоении инструмента. Если вынимать волынку из шкафа раз в 2-3 недели, но ничего хорошего не получится.

Мешок, из чего он сделан?

В настоящее время все материалы, из которых делают мешки можно опять таки разделить на натуральные и синтетические. Синтетические: кожзаменитель, резина, баннерная ткань, гортекс. Достоинством мешков из синтетических материалов является то, что они воздухонепроницаемы и не требуют дополнительного ухода. Огромным минусом синтетики (за исключением мембранной ткани Гортекс) является то, что такие мешки не выпускают влагу наружу. Тем самым оказывается негативное воздействие на трости и деревянные части инструмента. Такие мешки нужно обязательно просушивать после игры. Этого недостатка лишены гортексовые мешки. Ткань мешка прекрасно удерживает давление, но пропускает наружу водяной пар.

Мешки из натурального материала изготавливаются из кожи животных или из пузыря.

Такие мешки, по мнению большинства волынщиков позволяют лучше чувствовать инструмент, но в то же время эти мешки требуют дополнительного ухода. Например пропитки специальными составами для сохранения герметичности и предотвращения ссыхания кожи. Так же эти мешки нужно просушивать после игры.

В настоящее время на рынке появились комбинированные двухслойные мешки (внутри гортекс, снаружи кожа) эти мешки объединяют достоинства синтетических и натуральных мешков, избавлены от некоторых недостатков, и не требуют особого ухода. К сожалению такие мешки распространены пока только для Большой шотландской волынки.

Волынки с большим мешком и маленьким.

Ну во первых есть волынки традиционно имеющие либо большой мешок либо маленький.

Пример волынки с очень большим мешком: итальянская zampogna

Пример волынки с очень маленьким мешком : bladder pipe.

Многие мастера шьют мешки для волынок по собственному усмотрению и даже для одной и той же разновидности волынки могут встречаться мешки разных размеров. Стандартизированы размеры только для мешков шотландской волынки, где вы можете выбрать малый, средний или большой мешок исходя из вашего роста и телосложения.

Для того, чтобы определить какой размер мешка вам больше подходит, желательно попробовать поиграть на инструменте. Если вы чувствуете, что вам комфортно, не приходится сильно наклоняться в сторону, а руки расслаблены и спокойно ложатся на игровые отверстия волынки (при надутом мешке) значит это ваш размер.

Волынки, надуваемые ртом и мехами (лягушкой)

Тут все просто. Есть волынки со вдувалкой и есть волынки с мехами. Нельзя сказать что хорошо, а что плохо. Просто способ подачи воздуха разный. Да и в волынках с мехом отсутствует проблема влаги в мешке т.к. воздух подается сухой. Примеры волынок с лягушкой uillean pipe, small pipe, border pipe, musette, Чешская Коза и др.

Бурдоны 1-2-3… Сколько нужно?

На самом деле тут однозначного ответа нет. В защиту бурдонов можно сказать следующее: чем больше бурдонов, тем богаче и ярче звук инструмента. Но до бесконечности их число увеличивать нельзя. Поэтому максимальное число бурдонов не превышает пяти (Northumbrian pipe). Однако, чем больше у волынки бурдонов, тем больше расход воздуха, и тем сложней играть на инструменте.

Существуют инструменты, у которых количество бурдонов канонизировано и меньше или больше чем положено вам не сделают. Это большая и шотландская волынка, border pipe и другие. Так же есть инструменты, где вы вольны выбирать количество бурдонов - один, два, три…или для начала совсем без бурдонов, и, с ростом мастерства, потихоньку добавлять аккомпанемента. Так, например, минимальный набор галисийской гайты – 1 басовый бурдон, а ирландский иллеан-пайп можно купить вообще без бурдонов. С разным количеством бурдонов можно приобрести и шведскую сакпипу, а так же всевозможные средневековые волынки.

Трости: пластик или тростник?

Понятие лучше или хуже тут опять не подходит. У каждого материала для тростей есть свои плюсы и минусы. Кто-то никогда не станет играть на пластиковых, предпочитая по полчаса настраивать волынку ради богатого звука. Для кого-то важнее стабильность и отсутствие регулярной возни с настройкой – он выберет пластик. Тут совет только один - нужно пробовать. С оговоркой, что пластиковые трости все-таки проще в обращении и соответственно наиболее предпочтительны для начинающих.

Дерево или пластик… пластик или дерево?

Волынки изготавливают из разных пород дерева и каждое дерево дает определенные оттенки звуку. Но!!! Во первых дерево требует от музыканта бережного обращения и постоянного ухода. Во вторых в природе нет двух одинаковых деревяшек, поэтому даже два одинаковых инструмента, изготовленных из одного дерева будут звучать чуть-чуть по-разному. В третьих дерево бывает капризно к погоде, оно может треснуть, лопнуть, внутренние напряжения могут его изогнуть. Да, на деревянном инструменте нужно постоянно играть, чтобы дерево не рассохлось. Пластик же не требует особенного ухода и из пластика при наличии соответствующего оборудования можно делать детали абсолютно идентичные. Именно поэтому пластик чаще всего применяют оркестры волынщиков, для того чтобы инструменты звучали одинаково. А так же те, для кого важна нечувствительность инструмента к погоде сменам климата и пр. Но ни одна пластиковая волынка не сравнится по богатству звуковых оттенков с инструментом, сделанным из хорошего дерева.

Зачем волынке рубашка?

Ну во первых рубашка или «ковер» это красиво. Во вторых ковер является неотъемлемым атрибутом некоторых волынок таких как gaita, GHB. small pipe, uillean pipe и др. Шьются рубашки для волынок как правило из бархата и вельвета и декорируются в соответствии с народной традицией (бахрома, тесьма, цветной шнур и пр.). Некоторые волынки обшиваются снаружи мехом животных. В общем и целом несет исключительно декоративную цель и на звучании волынки никак не отражается. Многие волынки прекрасно обходятся без нее.