Может показаться странным сам вопрос, являющийся темой данного топика: Как изучать английский язык?

В самом деле, ответ как будто слишком очевиден: обратись к специалисту-преподавателю английского языка, и он тебя научит. И конечно, это так и есть, но беда в том, что не всегда имеется под рукой преподаватель английского языка, не всегда к нему можно обратиться по чисто материальным соображениям, и наконец — и это может быть самое главное — не всякий преподаватель английского языка может в каждом данном случае найти нужное, найти лучшие пути для достижения цели, намеченной обращающимся к нему за помощью человеком.

Последнее может показаться мало вероятным, и тем не менее это вполне справедливо, а в конце концов даже и совершенно понятно: в самом деле, ведь для того чтобы знать, как изучать английский язык, надо знать, — что такое английский язык, надо знать его свойства и законы, одним словом надо иметь хорошую теоретическую подготовку в области лингвистики.

А многие ли могут похвастаться у нас такой подготовкой? Единицы. Большинство же преподавателей английского языка, будучи очень хорошими практиками в своем деле, разбираются в вопросах методики лишь ощупью, так как мало знакомы с наукой о языке (так называемым «общим языкознанием»), одним из технических приложений которой является методика преподавания  английского языка.

Поэтому некоторые соображения по этому вопросу лингвиста, занимавшегося и вопросами преподавания, будут нелишними не только для лиц, ищущих знания английского языка, но и для самих преподавателей английского языка.

Прежде всего следует точно выяснить те различные цели, которые может ставить себе ищущий знания английского языка. Это важно и само по себе, так как не всякий человек, стремящийся к   изучению английского языка, отдает себе ясный отчет в том, что ему собственно нужно; важно это и с точки зрения методов изучения английского языка, ибо к разным целям ведут и разные дороги.

Попробуем же систематизировать и перечислить те цели, которые встречаются в жизни желающего выучить английский язык:

  1. Умение понимать и произносить простейшие фразы на английском языке из области обыденной жизни, необходимые в путешествии и при кратковременном пребывании в чужой стране.
  2. Более или менее свободное владение разговорным английским языком, необходимое для поддержания личной беседы, в нем встречается надобность, когда приходится длительно общаться с иностранцами и беседовать с ними на разные темы на английском языке и в разных условиях. Владение английским языком при этом должно быть достаточно свободным, дабы не посягать на время собеседника, но может быть и не безукоризненным с точки зрения произношения, и не безошибочным. Снисходительный собеседник простит и то и другое, поскольку это не будет затруднять понимания.
  3. Полное, т. е. безошибочное и разностороннее владение устным английским языком (само собой разумеется, что и в этом умении может быть много степеней); такое владение английским языком совершенно необходимо при всяких общественных выступлениях: плохой английский  язык может погубить самое правое дело.
  4. Уменье разбираться со словарем английского языка в тексте, которое при желании и практике может быть как угодно расширено.
  5. Уменье читать научные статьи и книги на английском языке по определенной специальности.
  6. Уменье читать на английском языке приблизительно газету, нетрудную книгу беллетристического содержания и т. п., уменье, которое, однако, вовсе не подразумевает следующего.
  7. Уменье читать и вполне понимать и переводить с английского языка всякую книгу (само собой разумеется, что и в этом умении может быть много степеней).
  8. Владение простейшими формами письменной речи: деловая переписка на английском языке, научные статьи и т. п.; даже и такое ограниченное владение возможно только при хорошем знании английского языка, но не подразумевает следующей стадии.
  9. Полное владение всеми формами английской письменной речи (и в этом умении может быть много степеней).

Необходимо подчеркнуть, что все эти цели в значительной степени могут быть самостоятельными; можно, например, соединять уменье пункта ж) с полной беспомощностью как в области письменного английского языка, так и в области разговорного английского языка. Можно свободно болтать и даже немного писать на английском языке, но не уметь читать серьезных книг и вообще как следует читать на английском языке, понимать и переводить что-либо. Или можно, например, приблизительно понимать газету, легкую беллетристику и т. п. и не уметь в сущности ни читать, ни писать, ни говорить.

Прежде чем перейти к практическим советам, как учить английский язык, и что делать в каждом отдельном случае, нужно еще обратить внимание на важность предшествующей лингвистической подготовки желающего изучать английский язык. Весьма существенно, первый ли это иностранный язык для него или второй; если второй, то каково владение первым — интуитивное или сознательное,  т. е. может ли он с него точно переводить и отдает ли себе ясный отчет в структуре фраз на английском языке или может только понимать и говорить более или менее так же бессознательно, как на родном; если это первый иностранный язык, то имеет большое значение, какова культура в области родного языка: есть ли привычка к грамматическому анализу речи, уменье сознательно и стилистически правильно писать и какова начитанность.

Все это важно для указания соответственного метода изучения английского языка в каждом отдельном случае.

Можно уже сразу сказать, что если человек впервые приступает к изучению иностранного языка и не обладает хорошей и сознательной грамматической культурой в области родного языка, то дело это будет для него в высшей степени трудное, и ему следует во всяком случае посоветовать обратиться к помощи учителя английского языка. Один он едва ли будет в состоянии чего-либо достигнуть. Конечно, теоретически говоря, человек все может; но в области усвоения чужого языка при указанных условиях все трудности преодолеть без посторонней помощи может лишь человека особо одаренный от природы, или человек с исключительной силой воли.

Необходимо отметить, что и вообще изучение английского языка вне условия постоянного иностранного окружения, естественного или искусственного — вещь трудная, требует способности к абстракции, большой активности и способности к упорному труду.

При урочном (индивидуальном или коллективном) обучении английскому языку не существует каких-либо «американских» или иных методов, при помощи которых усвоение английского языка происходило бы без особого труда и напряжения.

Если бы кто хотел без труда усвоить себе начатки английского языка, тот должен был бы приставить к своей особе по крайней мере на год англичанина, который бы не говорил ни слова по-русски и который бы неотлучно при нем находился.

Это пришлось бы сделать даже за границей (хоть и не в такой решительной степени), так как ведь и за границей не найдешь людей, которые бы свое время охотно посвящали иностранцу, не умеющему говорить на английском языке. Практика показывает, что русские люди, недостаточно активные и предприимчивые, годами живут заграницей и не выучиваются английскому языку, так как проводят свое время в одиночестве или в компании соотечественников.